Солнце в кадре или как
сделать оригинальный пейзаж (контровая съемка)
Серии
В
большинстве учебников фотографии рекомендуется съемка пейзажа при
боковом или заднем освещении. В данном случае перепад яркости в
кадре небольшой, а значит динамического диапазона пленки или матрицы
цифрового фотоаппарата вполне достаточно. С одной стороны все
совершенно правильно, – зачем же нам источник света в кадре.
Это
все равно , что делать портрет с софитом или натюрморт с лампой
освещения. Однако, несмотря на это, я все-таки стал активно снимать
пейзаж в контровом свете, и даже включать солнце в кадр. И не ошибся
– кадры стали получаться намного интереснее и главное оригинальнее,
хотя и число отбракованных кадров резко повысилось.
Сложности
при контровой съемке ожидали уже на первых шагах. Учебники
фотографии совершенно верно говорили о том, что перепад яркости
кадра при включения солнца в кадр будет ошеломляющим. Так и
случилось, то солнце в половину кадра, то в тенях черным-черно.
Конечно вечером , если солнце садиться в облака – его можно
безболезненно включить в кадр, однако закатов фотографами снято уже
немало, и по этому меня интересовал больше утренний и дневной свет.
Как
не странно, но утренний туман оказался моим помощником, ведь если
снимать в контровом свете через туман, то яркость солнца снижается,
и это дает возможность сделать кадр без применения
специализированных средств. Помимо утренней съемки, в тот момент,
когда солнце только появляется из-за облаков можно включить его в
кадр безболезненно.
Конечно,
я не в коем случае не призываю делать кадр с солнечным диском на
числом голубом небе . Солнечный диск должен органично вписываться в
композицию кадра, добавляя в него оригинальность.
Еще
одним неудобством съемки при контровом освещении стала потеря цвета.
Для решения этой проблемы пришлось применять инструменты HDR для
выравнивания яркости в кадре и восстановления цвета. Для этого я
делаю фотографию в RAW, и в дальнейшем раскладываю ее на несколько
файлов с разной экспозицией, после чего объединяю их в одном HDR
файле –получается достаточно интересные кадры. Также очень полезно
бывает применить фильтр представляющий источник света в виде лучей -
это оживит кадр.
Во
многих книгах написано, что съемка против солнца вредна для матрицы
цифрового аппарата. Вполне возможно это и так, но срок морального
устаревания цифровой техники сейчас короткий, поэтому иногда можно
позволить себе солнце в кадре.
фотограф
фотографии
статьи
услуги
путешествия
Солнце в кадре или как сделать оригинальный пейзаж
(контровая съемка)